3 мая 2018 г.

«ЖИВАЯ ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ»: ЕВДОКИЯ ДМИТРИЕВНА САВИЛОВА

«ЖИВАЯ ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ»: ЕВДОКИЯ ДМИТРИЕВНА САВИЛОВА

  — Всю жизнь я любила людей, и они меня тоже, — по словам труженицы тыла, участницы Великой отечественной войны Евдокии Дмитриевны Савиловой, в этом и есть секрет ее долголетия. — Даже пленный немец для меня был человек. Идешь мимо, а он тебе «матка дай кушать?», не могли мы их морить голодом. Русский солдат никогда зверьем фашистским не был. Поэтому победа за нами!

   Страшная весть о том, что началась война, дошла 22 июня 1941-го года и до города Грозный. Именно там жила и с 17 лет трудилась на железной дороге Евдокия Дмитриевна.

    — Мне было на тот момент 20 лет. И как говорят, беда не приходит одна. Сначала мужа забрали на фронт. Он почти сразу без вести пропал.  Потом одиннадцати месячную дочь схоронила. Когда меня саму на передовую призвали, мне уже терять было нечего, — вспоминает ветеран.  — Так я попала стрелочницей  в Военное эксплуатационное отделение. Провожала составы с военной артиллерией.

    В задачи ее отделения входило и восстановление мостов.

     — Линию фронта отгонят, и мы за дело. Вредителей Родины тогда много было. Только залатаем, немецкие самолеты налетят и опять начинают бомбить. А если снаряд попадет в кухню полевую, голод настает. Я уж про холод и не говорю. Война была, никакой жалости к себе не могли позволить. Из всей формы автомат через плечо и босые ноги, — рассказывает Евдокия Дмитриевна.  — Так я всю войну на железной дороге и провела. Видела многие города, была и в Германии.

   Воевали тогда женщины наравне с мужчинами. Все друг другу были как братья и сестры. Без дела ни минуты не сидели.

    — Кто постарше, тот в госпитале за ранеными ухаживал, а я ночами иногда в прачечной помогала. До сих пор помню запах советского хозяйственного мыла, а мои руки — грубость пропитанных кровью и потом солдатских шинелей, рубах и гимнастерок, — рассказывает Евдокия Дмитриевна. — И каждый раз слезами «умывалась», пока ставила латки на место пробитых дырок от пуль.

    День Победы Евдокия Дмитриевна встретила по дороге домой.

  — На радостях две обоймы в воздух выпустила. Вернулась домой цела и невредима. Как говорится береженного, Бог бережет, — считает она.  — Дед у меня дьяконом был, с 4-х лет я с ним в храм ходила и в колокола звонила. И хоть всю жизнь партийная была, все равно верила. Каждый день помню. Крепко война проклятая засела в моей голове, и дай вам Бог, наши дети, этого не видеть. Живите в мире.

 

Поделиться в соцсетях:

Актуальные новости