11 сентября 2019 г.

Несколько достойных жизней

Несколько достойных жизней

 

          Долгожительство в елецком доме-интернате для престарелых и инвалидов – не редкость. Количество людей старше 90 лет на сегодняшний день -  19 человек. Одной из старейшин является наша землячка Екатерина Александровна Перцева. Ей 96 лет.

          - Но, пожалуй, что и 97 скоро будет! – шутит Екатерина Александровна. – В ноябре у меня день рождения. Приехала сюда умирать, думала, больная, а уже 12 месяцев живу!

          У Екатерины Александровны живой весёлый острый взгляд. На вопрос: «Вы, наверное, душой компании были и всеобщей любимицей?» - скромно отвечает: «Я никого не обижала, это точно!». А фотоальбом, который сопровождал нас во время беседы, красноречиво свидетельствует: друзей у неё и её семьи было много, а фото передают раскрепощённую светлую атмосферу вокруг нашей долгожительницы.

          Через всю жизнь пронесла женщина чувство юмора, а сильный характер не дал прогнуться и сломиться.

          Детство Екатерина Александровна вспоминает как тяжелейшее время:

          - Папу нашего сослали, когда я малюткой была. Посмертно его, конечно, реабилитировали, но мы долгие годы не знали, где он, что с ним, а оказалось, он после ареста прожил всего два года. А мама его ждала. Я была в семье последней, младшей из 10 детей. Вы представляете, одной десятерых поднять?! Было время, когда мы жили у тёток: самых маленьких взяли сёстры матери. А мама выполняла с другими детками любую работу: кому огород прополоть, кому вскопать, кому сеять, кому постирать, кому что. Перебивались, чем могли. Помню, мне 14 лет уже было, за углём ходили: речку переплываем на лодке – и на ж/д вокзал, а там нас уже знали, давали уголька… Вот так всю зиму и топились. Как тяжко приходилось семьям репрессированных, знают только те, кто побывал на их месте. Моего брата, студента железнодорожного техникума, как только узнали об аресте отца, сразу выгнали! Хотя он очень хорошо учился.

          - А я сразу после школы пошла в медицинский техникум, на фельдшера, его здание ниже рынка располагалось, большое двухэтажное здание, - продолжает разговор Екатерина Александровна, и стоит заметить, он начинает носить и краеведческий характер, ведь женщина – уроженка Лавской слободы, всю жизнь прожила в городе Ельце, помнит, когда тот относился ещё к Орловской области, как он постепенно строился, менял свой облик.

          - Несколько властей я пережила – несколько жизней. Вот следующая жизнь – учёба. Это - Катька с подругами, это - гимнастический этюд выполняет, - называет себя с юмором Екатерина Александровна, когда находит следующие фото. – А потом война. Это следующая жизнь. Меня после техникума в Белоруссию отправить хотели в прифронтовой госпиталь, вряд ли бы я выжила в 1941 году. Но узнав, что на фронт ушли мои 3 старших брата, оставили в Ельце. Работала медсестрой здесь. Всякое бывало во время войны – тяжело вспоминать.

          - После войны я устроилась в ИТК елецкую, но насмотрелась на несчастных женщин: кто колосок украл, кто кусок хлеба – и их в тюрьму сразу. Всё, говорю, не хочу. И надумала я с детками работать, так и устроилась в комбинат – это учреждение по типу детского сада. Отработала там 21 год. Мне даже предлагали там заведующей стать, но я отказалась – к тому времени у меня своих двое было, две девочки, Танечка и Зоечка – и я не пошла, решила, что своими некогда заниматься будет.

          - Потом время прошло – я в другой садик – ясли – перешла работать. Там тоже старшей медицинской сестрой теперь уже 27 лет отработала. Вот фотография с доски Почёта. Это меня неожиданно сфотографировали, я даже и не знала, для чего.

          - А потом, уже на пенсии, я перешла в детский дом, который за старым кладбищем. Тут я 2 года ещё отработала и в 68 лет ушла на пенсию.

          О семье Екатерина Александровна говорит с теплотой и любовью:

          - Это мой Федюнчик, - так называет она мужа до сих пор. С фотографии смотрит мужчина с таким же умным весёлым взглядом. Мирные сюжеты фото оригинальны и милы. Глядя на них, не подозреваешь, что на тебя смотрит участник и ветеран Великой отечественной войны. – Я ему говорила: полюбил ты меня не как красивую, не как умную, а как душой доброю и косою длинную.

          В каждом слове о нём звучит благодарность за прожитые вместе годы. Кроме как Катюша, он никак не называл свою любимую жену. Дружно растили детей, учили их в школе, институте. Сначала ютились в маленькой комнатке с другими родственниками мужа, потом муж на семью получил отдельное жильё, в бывшей школе на теперешней улице Лермонтова, близ Каракумовского моста. Вместе большой дом построили, новую квартиру получили, внуков встречали, а потом и правнуков.

          10 лет назад не стало любимого мужа, а в 2018 трагически ушла из жизни младшая дочь, которая осталась в Ельце, и была опорой для матери. Тогда Екатерине Александровне и пришла мысль переехать в дом-интернат:

          - Я решила сама. Боялась дождаться того, что стану обузой любимому внуку. Сама удивляюсь, что я так долго живу, но живу и знаете, что удивительно, здесь я стала чувствовать себя здоровой и молодой!

          Заведующая отделением «Милосердие №1», в котором живёт долгожительница, говорит:

          - Когда Екатерина Александровна поступила в наш дом-интернат, мы составили индивидуальную программу реабилитации, которой неукоснительно следовали. Все специалисты отделения - профессионалы своего дела. Они буквально вложили душу в восстановление сил и здоровья Екатерины Александровны. Мы гордимся тем, что у нас живёт Труженица тыла и Ветеран труда, в таком серьёзном возрасте, что мы обеспечили её всем спектром социальных услуг, что есть результат нашего труда.

          Альбом закрыт, но история не закончена. Пожелаем Екатерине Александровне здоровья, радости, бодрости и 100-летнего юбилея!

Поделиться в соцсетях:

Актуальные новости